2021-23-06-prez

Инструктивно-методическое совещание по вопросам разработки
и внедрения рабочих программ воспитания в дошкольных ОО

Организационно-методические и
управленческие аспекты разработки
и реализации рабочих программ
воспитания для дошкольных
образовательных организаций

22 июня 2021

Нормативно-правовые основания
разработки и реализации
Программы воспитания

О внесении изменений в Федеральный Закон «Об образовании
в Российской Федерации» (ФЗ № 304-ФЗ от 31 июля 2020 г)
Статья 2, пункт 2

изменена трактовка понятия
«воспитание»

Статья 2, пункт 9

изменена трактовка понятия
«образовательная программа»

Статья 2,пункт10

изменена трактовка
«примерная основная
образовательная программа»

Статья12, пункт 9
(для СПО)

Статья 12

изложены общие требования к
организации воспитания

Подчеркнута роль гражданского
и патриотического и воспитания.
Подчеркнут деятельностный
характер воспит. процесса.
В структуру образовательной
программы в обязательном
порядке должна входить
рабочая программа воспитания

В
структуру
примерной
образовательной
программы
включены:
примерная рабочая программа
воспитания и
примерный
календарный
план
воспитательной работы
«воспитание
должно
стать
составной
частью
всех
образовательных программ».

Не позднее 1 сентября 2021 г. все образовательные программы подлежат

Федеральный закон № 304-ФЗ от 31 июля 2020 г
“О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании
в Российской Федерации» по вопросам воспитания
обучающихся”
Стратегия развития воспитания в Российской федерации до
2025 года (от 13 января 2015 г.) (утверждена Распоряжением
Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р).
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания
личности гражданина России
Федеральный проект «Патриотическое воспитание» в рамках
национального проекта «Образование» (2021-2024 г.г.)
Федеральные Государственные образовательные стандарты
(основного общего образования; среднего профессионального
образования; дошкольного образования)

Региональные документы

Государственная программа "Молодежная политика и
гражданско-патриотическое воспитание граждан в Смоленской
области" до 2024 г. (Постановление Администрации
Смоленской области от 29 июня 2016 №364, с изменениями
27.12.2019 №838)
Распоряжение Администрации Смоленской области от
26.07.2019 №1247-р/админ «О Концепции развития системы
духовно-нравственного и патриотического воспитания детей и
молодежи в культурно-образовательной среде Смоленской
области»
Приказ Департамента Смоленской области по образованию и
науке от 19.06.2019. № 505-ОД «Об утверждении региональной
программы по здоровому образу жизни, культуре питания,
продвижению семейных ценностей «Здоровое поколение
Смоленщины»

В государственных законодательных и стратегических документах
делается акцент на усиление воспитательного потенциала
образовательных организаций, создание системы воспитания

В качестве механизмов, предлагается:
• обеспечение единых подходов к
проектированию программ воспитания;
• создание эффективных моделей управления
воспитательной деятельностью, включая
повышение роли методических объединений и
педагогических сообществ;
• обеспечение внутриведомственного и
межведомственного взаимодействия
организаций и специалистов, имеющих
отношение к воспитанию детей и молодежи.

На уровне ОО – это:

• Обновление содержания воспитательной деятельности,
направленной на развитие личности обучающихся, их духовно-нравственное,
гражданское, патриотическое воспитание, укрепление психического здоровья и
физическое воспитание;

• Совместное планирование воспитывающей деятельности
- Интеграция планов и программ ОО, обеспечение разнонаправленной,
насыщенной воспитывающей деятельности обучающихся(воспитанников), которая
должна обязательно дополняться воспитанием в рамках учебных занятий и
обеспечивать личностное развитие обучающегося. Привлечение к планированию
воспитательной деятельности родителей и самих обучающихся (в организациях
высшего образования, СПО, основного общего и дополнительного образования).

• Укрепление кадрового потенциала, повышение квалификации
педагогов в области воспитания (Повышение квалификации «Подготовка
педагога как воспитателя».

• Обновление форм и методов воспитания
Ведущие подходы:
- системный (создание системы воспитательной деятельности в ОО,
обеспечивающей эффективное развитие личности обучающегося );
- деятельностный ( событийный): создание уклада ОО, коллективная
творческая деятельность; творческие проекты; социальные пробы; волонтерство;
молодежные общественные организации; школьное и студенческое
самоуправление и др.)

ПРИМЕРНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
ДЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ,
РЕАЛИЗУЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ,
ПРИСМОТР И УХОД ЗА ДЕТЬМИ

ПРИМЕРНАЯ рабочая ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
Разработчики примерной программы воспитания:
Министерство просвещения совместно с ФГБНУ «Институт
изучения детства, семьи и воспитания Российской академии
образования»(Далее – Институт воспитания)
(https://институтвоспитания.рф/institut/ )
Проект примерной программы воспитания представлен на сайте
Института воспитания Российской академии образования:
https://институтвоспитания.рф/programmy-vospitaniya/programma-vospitaniyadlya-doshkolnykh-obrazovatelnykh-organizatsiy/
.

Общественное обсуждение проекта :https://forms.gle/Vd3QJYSXvVLDsCz89.

Как работать с примерной программой воспитания?
Назначение примерной программы - помочь
образовательным организациям создать и
реализовать собственные программы воспитания

Примерная программа воспитания – это не перечень обязательных для ОО
мероприятий, а описание концептуальных подходов , ключевых направлений
воспитания, системы планируемых результатов и возможных форм, способов их
достижения. Разработчикам необходимо осмыслить эти положения, согласовать
подходы, сопоставить с содержанием собственной рабочей программы .
В ходе формирования рабочей программы воспитания рекомендуется
использовать структуру и формулировки, предложенные в примерной
программе воспитания, которые дополняются и изменяются в соответствии со
спецификой деятельности ДОО и особенностями уклада жизни субъекта
Российской Федерации.
Примерная программа обеспечивает структурирование, в первую очередь,
инвариантной составляющей, демонстрирует потенциальные возможности
развертывания вариативного наполнения воспитательной работы в ДОО и
согласования его с инвариантом.
В Примерной программе воспитания курсивом обозначена вариативная часть
программы. При заполнении ее необходимо оформить в соответствии со спецификой
воспитательной деятельности ОО.

В Пояснительной записке примерной программы представлены
основные подходы к проектированию РПВ:
- назначение программы и ее воспитательный потенциал;
-нормативные основания для разработки РПВ;
- ключевые методологические положения (понятие воспитания,
миссия воспитания, представление о результатах воспитания, в т.ч.
через портрет выпускника, отражающий комплекс планируемых
личностных результатов, заданных в форме «Портрета Гражданина
России 2035 года»:

• Предложенные в примерной программе подходы направлены на
обеспечение достижения единства целей и задач, содержания
воспитания и его результатов, т.е. представляют программный
документ как взаимосвязанную систему.
Это же должно быть обеспечено и в рабочей программе воспитания.

Условия разработки рабочих программ воспитания

Кто непосредственно участвует в разработке
рабочих программ воспитания ДОО?

• Педагогический коллектив (команда, включающая руководителя ОО и
его заместителей, воспитателей, педагогов дополнительного
образования, рук. МО, представителей методической службы, и др.)
Т.е. все, т.к. содержание программы должно отражать и учебный процесс,
Кто может быть привлечен к разработке рабочих
и дополнительное образование, и методическое сопровождение
программ воспитания?
педагогической деятельности.
Кто еще может быть привлечен к разработке рабочих программ воспитания?

- Родители ( через представителей Советов родительской
общественности и пр.);
- Социальные партнеры (представители учреждений культуры,
спорта, общественных организаций и др.)

Структура и содержание рабочей
программы воспитания для дошкольных
образовательных организаций

Структура рабочей программы воспитания ДОО
Пояснительная записка

Раздел 1. Целевые ориентиры и планируемые результаты программы воспитания
образовательной организации, осуществляющей образовательный процесс на уровне
дошкольного образования
Цель, задачи*, методологические основы и принципы, планируемые результаты*

Раздел 2. Содержание программы воспитания ОО, осуществляющей
образовательный процесс на уровне ДО
Содержание программы воспитания на основе формирования ценностей в ДО;
*Особенности организации воспитательного процесса
*Особенности взаимодействия педагогического коллектива
с семьями воспитанников
Раздел 3. Организационные условия реализации программы воспитания
*Психолого-педагогическое , социально-педагогическое; кадровое, нормативное.
информационное , материально-техническое обеспечение.
*Особые требования к условиям, обеспечивающим достижение планируемых
результатов в работе с особыми категориями детей
www.themegallery.com
*Календарный
план воспитательной работы.

Пояснительная записка
Кратко раскрывает :
- Назначение рабочей Программы воспитания;
- Нормативные основания для разработки;
- Ключевые концептуальные положения в области
воспитания дошкольников:
Понятие «Воспитание» ; Миссия воспитания;
Особенности воспитания дошкольников в
современных условиях
• Предполагаемые результаты реализации программ
воспитания
* Другое.

Раздел 1. Целевые ориентиры и планируемые результаты программы
воспитания

1.1. Цель программы воспитания
Цель воспитания в ДОО – личностное развитие ребенка дошкольного возраста,
проявляющееся:
• в усвоении им знаний основных норм, которые общество выработало на основе базовых
ценностей современного общества (в усвоении ими социально значимых знаний);
• в развитии его позитивных отношений к этим ценностям (в развитии
их социально значимых отношений);
• в приобретении им соответствующего этим ценностям опыта поведения, применения
сформированных знаний и отношений на практике (в приобретении опыта социально
.
значимых дел).
Главной задачей программы является создание организационно-педагогических условий в
части воспитания, личностного развития и социализации детей дошкольного возраста.
1.2. Методологические основы и принципы построения программы воспитания

Указано, что методологической основой Программы воспитания является
культурно-исторический подход Л.С. Выготского и системно-деятельностный и
возрастной подходы.
Выделены методологические ориентиры, базовые ценности и принципы воспитания .
Отмечены значимость и необходимость развития воспитательной среды ДОО.
Указано, что цели и задачи воспитания реализуются во всех видах деятельности
дошкольника, обозначенных в Федеральном государственном образовательном
стандарте дошкольного образования (далее – ФГОС ДО). Далее представлены

1.4. Требования к планируемым результатам освоения программы воспитания
образовательной организации, осуществляющей образовательный процесс на
уровне ДО

• В данном разделе отмечается, что результаты воспитания носят
отсроченный характер, а деятельность воспитателя нацелена на
перспективу развития и становления личности ребенка. Поэтому
результаты достижения цели воспитания представлены в виде двух
описательных моделей – «Портрета выпускника ДОО» и «Портрета
гражданина России».
1.4.1. Планируемые результаты воспитания детей в раннем возрасте (к 3 годам)
Пример:
Портрет Гражданина
России 2035 года
(общие характеристики)

Базовые ценности
воспитания

1. Патриотизм
Хранящий верность идеалам
Отечества, гражданского
общества, демократии,
гуманизма, мира во всем
мире. Действующий в
интересах обеспечения
безопасности и благополучия
России, сохранения родной
культуры, исторической
памяти и преемственности на
основе любви к Отечеству,
малой родине России.

-формирование у
обучающихся чувства
патриотизма;
- Формирование
уважения к памяти
защитников Отечества
и подвигам Героев
Отечества;
- формирование
бережного отношения
к культурному
наследию и
традициям……….

Портрет ребенка
раннего возраста
(дескрипторы)

Планируемые результаты

1.1.

Проявляющий
привязанность,
любовь к
семье,

близким.


имеет первоначальные
представления о нормах,
ограничениях и правилах,
принятые в обществе;
проявляет эмоциональное
отношение к семье;
проявляет позитивные эмоции и
интерес к семейным праздникам
и событиям.
знает символы государства – Флаг,
Герб Российской Федерации и
символику субъекта Российской
Федерации, в которой живет;

1.4.2. Планируемые результаты воспитания детей в дошкольном возрасте
В процессе воспитания к окончанию дошкольного возраста (к семи годам)
предполагается достижение следующих результатов, основаны на целевых
ориентирах (таблица 2):
Портрет
Гражданина России
2035 года
(общие
характеристики)

Патриотизм
Хранящий верность
идеалам Отечества,
гражданского
общества,
демократии,
гуманизма, мира во
всем мире.
………………………

Базовые ценности
воспитания

- формирование у
обучающихся
чувства
патриотизма;
- формирование
уважения к
памяти
защитников
Отечества и
подвигам
Героев
Отечества;

- …………

Портрет выпускника
ДОО
(дескрипторы)

1.1. Любящий свою
семью, принимающий
ее ценности
и поддерживающий
традиции.
1.2. Любящий свою
малую Родину и
имеющий
представление о России
в мире, испытывающий
симпатии и уважение к
людям разных
национальностей.
………….

Планируемые результаты

имеет представления о
семейных ценностях,
семейных традициях,
бережном отношение к ним;
проявляет нравственные
чувства, эмоциональноценностное отношение к
семье;
проявляет ценностное
отношение к прошлому и
будущему – своему, своей
семьи, своей страны;
………………………………..

1.4.3. Преемственность в результатах освоения программы воспитания на
уровнях дошкольного образования и начального общего образования

Преемственность в результатах освоения Примерной программы обеспечивается
планированием результатов воспитания по основным направлениям:
•
•
•
•
•
•
•
•

развитие основ нравственной культуры;
формирование основ семейных и гражданских ценностей;
формирование основ гражданской идентичности;
формирование основ социокультурных ценностей;
формирование основ межэтнического взаимодействия;
формирование основ информационной культуры;
формирование основ экологической культуры;
воспитание культуры труда.
Планируемые результаты воспитания
Направления
Планируемые результаты воспитания
на уровне ДО
воспитания
на уровне НОО

Развитие основ
нравственной
культуры






обладает установкой
положительного отношения к
миру, к разным видам труда,
другим людям и самому себе,
обладает чувством собственного
достоинства;
активно взаимодействует
со сверстниками и взрослыми,
участвует в совместных играх;
способен договариваться,
учитывать интересы и чувства





проявляет готовность
и способность к саморазвитию,
сформированность мотивации
к обучению и познанию, ценностносмысловые установки;
проявляет установки, отражающие
индивидуально-личностную
позицию, социальные компетенции,
личностные качества,
сформированность основ
Российской гражданской

Раздел 2. Содержание программы воспитания ОО,
осуществляющей образовательный процесс на уровне ДО
2.1. Содержание Программы воспитания на основе формирования ценностей в ДО

• Содержание рабочей программы воспитания реализуется в ходе освоения
детьми дошкольного возраста всех образовательных областей, обозначенных
в ФГОС ДО, одной из задач которого является объединение воспитания и
обучения в целостный образовательный процесс

Требования ФГОС ДО к содержанию Программы в соответствии
с образовательными областями
Образовательная
Содержание
область
СоциальноУсвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и
коммуникативное нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со
развитие
взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности
и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального
интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование
готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование
уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к
сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных
установок к различным видам труда и творчества; формирование основ
безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Аналогично и по др. областям ( речевое, художественно-эстетическое, физическое
развитие)

Содержание направлений Примерной программы воспитания ОО, осуществляющей
образовательный процесс на уровне дошкольного образования
Таблица 5

Направления воспитания

Развитие основ нравственной
культуры

Общие задачи воспитания при реализации
программ воспитания в ДОО,
соотнесенных с проектом Портрета выпускника
ДОО
Развивать у ребенка:
 Нравственные чувства: милосердия,
сострадания, сопереживания, доброе,
гуманное отношение к окружающему миру,
дружелюбия, взаимопомощи,
ответственности
и заботы.
 …………………………………

Формирование семейных ценностей
Формирование основ гражданской идентичности
Формирование основ межэтнического взаимодействия
Формирование основ социокультурных ценностей
Формирование основ экологической культуры
Воспитание культуры труда

Возможные виды и формы деятельности

Виды и формы деятельности реализуются на основе последовательных циклов,
которые при необходимости могут повторяться в расширенном, углубленном и
соответствующем возрасту варианте неограниченное количество раз.
Эти циклы представлены следующими элементами:
погружение – знакомство, которое реализуется в различных формах: чтение,
просмотр, экскурсии и пр.;
разработка коллективного проекта, в рамках которого создаются творческие
продукты;
организация события, в котором воплощается смысл ценности.
Последовательность циклов может изменяться. Например, цикл может
начинаться с яркого события, после которого будет развертываться погружение и
приобщение
События, формы и методы работы по реализации каждой ценности в
пространстве воспитания могут быть интегративными. Например, одно и
тоже событие может быть посвящено нескольким ценностям одновременно.
Каждый педагог разрабатывает конкретные формы реализации
воспитательного цикла.
В ходе разработки должны быть определены смысл и действия взрослых, а
также смысл и действия детей в каждой из форм. В течение всего года
воспитатель осуществляет педагогическую диагностику, на основе наблюдения
за поведением детей к культурному содержанию на основе ценности.

2.2. Особенности реализации воспитательного процесса в образовательной организации,
осуществляющей образовательный процесс на уровне дошкольного образования
Этот раздел разрабатывается ДОО
•

В этом разделе в соответствии с рекомендациями примерной программы целесообразно
отобразить следующие особенности организации воспитательного процесса в ДОО:
- региональные и территориальные особенности социокультурного окружения ДОО;
- воспитательно значимые проекты и программы, в которых уже участвует ДОО,
дифференцируемые по признакам: федеральные, региональные, муниципальные,
тематические и т.д.;
- воспитательно значимые проекты и программы, в которых ДОО намерено принять
участие, дифференцируемые по тем же признакам;
- ключевые элементы уклада ДОО в соответствие со сложившейся моделью
воспитательно значимой деятельности, накопленного опыта, достижений, следования
традиции, ее уклада жизни;
- наличие оригинальных, опережающих, перспективных технологий воспитательно
значимой деятельности, потенциальных «точек роста»;
- существенные отличия ДОО от других ОО по признаку проблемных зон, дефицитов,
барьеров, которые преодолеваются, благодаря решениям, отсутствующим или
недостаточно выраженным в массовой практике;
- общие характеристики содержания и форм воспитания в общей структуре
воспитательной работы в ДОО; особенности воспитательно значимого
взаимодействия с социальными партнерами ДОО;
- степень включенности в процессы сопоставительного анализа по результатам
воспитательно значимых конкурсов лучших практик, мониторингов и т.д.;
- особенности ДОО, связанные с работой с детьми с ОВЗ

2.3. Особенности

взаимодействия педагогического коллектива с семьями
воспитанников в процессе реализации программы воспитания
Этот раздел разрабатывается ДОО

Разработчикам рабочей программы воспитания необходимо описать те виды и
формы деятельности, которые используются в деятельности ДОО в построении
сотрудничества педагогов и родителей (законных представителей) в процессе
воспитательной работы.
(В примерной программе представлены примеры)
•
•

•

•
•
•

•
•

Групповые формы работы:
Родительский комитет и Попечительский совет ДОО, участвующие в решении вопросов
воспитания и социализации детей.
Семейные клубы, участвуя в которых родители могут получать рекомендации от
профессиональных психологов, педагогов, ученых, общественных деятелей, социальных
работников и обмениваться собственным опытом в пространстве воспитания детей дошкольного
возраста.
Индивидуальные формы работы:
Работа специалистов по запросу родителей для решения проблемных ситуаций, связанных с
воспитанием ребенка дошкольного возраста.
Участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в случае возникновения острых
проблем, связанных с воспитанием ребенка.
Участие родителей (законных представителей) и других членов семьи дошкольника в реализации
проектов и мероприятий воспитательной направленности.
Индивидуальное консультирование родителей (законных представителей

Раздел 3. Организационные условия реализации программы
воспитания
3.1. Общие требования к условиям реализации программы воспитания ОО,
осуществляющим образовательный процесс на уровне дошкольного
образования

В этом разделе должны быть описаны общие требования,
сформулированные в ДОО, по отношению к воспитывающей среде.
В примерной программе представлены условия формирование
социокультурного воспитательного пространства и принципы, на которых
строится воспитательный процесс, которые можно взять за основу при
подготовке текста данного раздела

3.2.Психолого-педагогическое и социально-педагогическое
обеспечение
В данном разделе должны быть представлены решения на уровне ДОО
по возможностям психолого-педагогического и социально-педагогического
сопровождения воспитательной работы в ДОО ( в т.ч. наличие
соответствующих должностей в штате ДОО).

3.3.Кадровое обеспечение воспитательного процесса
• В данном разделе должны быть представлены решения на уровне ДОО
по разделению функционала, связанного с организацией и реализацией
воспитательного процесса; по обеспечению повышения квалификации
педагогических работников ДОО по вопросам воспитания, психологопедагогического сопровождения талантливых детей, детей с ОВЗ, сирот и
опекаемых, с этнокультурными особенностями и т.д.
• Также здесь должна быть представлена информация о возможностях
привлечения специалистов других организаций (образовательных,
социальных и т.д.).
Наименование должности
(в соответствии со штатным расписанием
ДОО)
Директор/заведующий детским садом
Заместитель директора по воспитательной
работе/методист…
Педагог-психолог
Воспитатель
Помощник воспитателя

Функционал, связанный
с организацией и реализацией
воспитательного процесса

3.4. Нормативно-методическое обеспечение реализации программы

• В данном разделе должны быть представлены решения на
уровне ДОО по внесению изменений в должностные
инструкции педагогических работников, ведению
договорных отношений по сетевой форме организации
образовательного процесса по сотрудничеству с другими
организациями (в том числе с ОО дополнительного
образования и культуры).
• Представляются ссылки на локальные нормативные
акты,в которые вносятся изменения в связи с внедрением
рабочей программы воспитания
(в том числе Программу развития образовательной
организации).
Должен быть представлен Перечень локальных правовых документов ДОО,
в которые обязательно вносятся изменения после принятия основной
образовательной программы по воспитанию.

3.5. Информационное обеспечение реализации программы
• Организация коммуникативного пространства ДОО, в т.ч. с учетом
регионального (муниципального) контента.
• Информационное обеспечение реализации Программы воспитания
обеспечивает эффективность взаимодействия с родителями
воспитанников: оперативность ознакомления их с ожидаемыми
результатами, представление в открытом доступе, ситуативная
коррекция в течение года, организация внесения предложений, касающихся
конкретных активностей, в рамках которых можно получить требуемый
опыт и которые востребованы обучающимися.
• Информационное обеспечение реализации Программы воспитания должно
отражать процесс проектирования воспитывающей среды:
- предметно-развивающей;
- событийной;
- рукотворной.
•
Не исключается создание информационного инструмента,
позволяющего согласовывать активности между внешним и внутренним
контурами воспитательной работы в ДОО.

3.6 Материально-техническое обеспечение реализации программы

• В данном разделе должны быть определены требования к
инфраструктуре ДОО (элементы предметно-пространственной
среды ДОО), обеспечивающие достижение планируемых личностных
результатов детей.

Наименование

Основные требования

Группа
Участок детского сада
Актовый зал
Спортивный зал
...

(Данный раздел формируется на основе региональной программы воспитания.)

3.7. Особые требования к условиям, обеспечивающим достижение
планируемых личностных результатов в работе с особыми категориями детей

Содержание раздела формируется ДОО на основе текста,
представленного в Примерной программе.
На уровне уклада ДОО инклюзивное образование – это идеальная норма
для воспитания, реализующая такие социокультурные ценности, как забота,
принятие, взаимоуважение, взаимопомощь, совместность, сопричастность,
социальная ответственность. Эти ценности должны разделяться всеми
участниками образовательных отношений в ДОО.
На уровне воспитывающих сред:
• предметно-пространственная среда строится как максимально доступная для
детей с ОВЗ;
• событийная среда ДОО обеспечивает возможность включения каждого ребенка
в различные формы жизни детского сообщества;
• рукотворная среда обеспечивает возможность демонстрации уникальности
достижений каждого ребенка.
На уровне общности: формируются условия освоения социальных ролей,
ответственности и самостоятельности, сопричастности к реализации целей и
смыслов сообщества, приобретается опыт развития отношений между детьми,
родителями, воспитателями. Детская и детско-взрослая общность в инклюзивном
образовании развивается на принципах заботы, взаимоуважения и сотрудничества
в совместной деятельности.

Информация конкретизируется с учетом условий ДОО и
особенностей контингента.

Структура рабочей программы воспитания ДОО
Пояснительная записка

Раздел 1. Целевые ориентиры и планируемые результаты программы воспитания
образовательной организации, осуществляющей образовательный процесс на уровне
дошкольного образования
Цель, задачи*, методологические основы и принципы, планируемые результаты*

Раздел 2. Содержание программы воспитания ОО, осуществляющей
образовательный процесс на уровне ДО
Содержание программы воспитания на основе формирования ценностей в ДО;
*Особенности организации воспитательного процесса
*Особенности взаимодействия педагогического коллектива
с семьями воспитанников
Раздел 3. Организационные условия реализации программы воспитания
*Психолого-педагогическое , социально-педагогическое; кадровое, нормативное.
информационное , материально-техническое обеспечение.
*Особые требования к условиям, обеспечивающим достижение планируемых
результатов в работе с особыми категориями детей

*Календарный план воспитательной работы.

Макет календарного плана воспитательной работы
ПРИНЯТО
решением Педагогического совета
(наименование
образовательной организации)
Протокол от________( дата) № ____

Директор
(наименование
образовательной организации)
____________________________
(расшифровка подписи)
приказ от _____ (дата) № ____

СОГЛАСОВАНО
(в соответствии с установленной в
Уставе ПОО процедурой)
Решением
(наименование органа
общественного управления Родительского комитета, органа
студенческого самоуправления и
т.д.)
Протокол от__________(дата) № ____

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
(наименование профессиональной образовательной организации)

Место, год

Развитие основ
нравственной
культуры
Формирование
семейных ценностей

1
2
3….
1
2
3….

Формирование основ
гражданской
идентичности

1

Формирование основ
межэтнического
взаимодействия

1

Формирование основ
социокультурных
ценностей

1

Формирование основ
экологической
культуры

1

Воспитание культуры
труда

2
3….

2
3….

2
3….

2
3….
1
2

3….

Август

Июль

Июнь

Май

Апрель

Март

Февраль

Январь

Декабрь

Ноябрь

Мероприятия

Октябрь

Направления
воспитания

Сентябрь

Макет календарного плана воспитательной работы

ЧТО необходимо сделать организациям
дошкольного образования
до 1 сентября?
Примерный алгоритм деятельности ДОО по разработке
рабочей программы воспитания

1 этап. Подготовительный (Срок исполнения: до 01.07.2021)

• Создание рабочей группы по разработке рабочей программы
воспитания.
Закрепление локальным актом образовательной организации
ответственного сотрудника.
• Изучение нормативных документов, методических материалов из опыта
пилотных площадок по разработке рабочей программы воспитания.
• Изучение календаря воспитательных мероприятий федерального,
регионального и муниципального уровня и формирование предложений
в календарный план воспитательной работы.
• Анализ социального заказа на мероприятия в области воспитания (на
основе диагностики, анкетирования педагогов, родителей, социальных
партнеров).
2 этап. Организационно-деятельностный (июль 2021г.)

•

Разработка проекта рабочей программы воспитания и календарного
плана воспитательной работы
• Обсуждение проекта программы воспитания и календарного плана с
педагогами, родительской общественностью, социальными партнерами,
(в т.ч. с использованем возможностей сайта образовательной
организации и/или интернет-ресурсов).
• Корректировка проекта программы с учетом представленных
замечаний и предложений.

3 этап. Экспертно-оценочный

• Внутренняя экспертиза проекта рабочей программы
воспитания
• 4 этап. Завершающий этап (Срок исполнения: до 01.09.2021)

• Согласование, внесение изменений в образовательные
программы вариативной части, в программы
дополнительного образования с учетом содержания
рабочей программы воспитания.
• Внесение изменений в локально-правовые документы
ДОО с учетом принимаемой рабочей программы
воспитания.
• Утверждение рабочей программы воспитания и
образовательных программ ДОО на педагогическом
совете.
• Размещение рабочей программы воспитания и
образовательных программ на сайте ДОО.

Информационно-методическое обеспечение
реализации примерной программы воспитания
Информационные материалы на сайте ФГБНУ «Институт изучения
детства, семьи и воспитания Российской академии образования»
(далее «Институт воспитания»)
https://институтвоспитания.рф/institut/
Проект примерной программы воспитания :
https://институтвоспитания.рф/programmy-vospitaniya/programma-vospitaniya-dlya-

professionalnykh-obrazovatelnykh-organizatsiy/
Ссылка для размещения замечаний и предложений по проекту примерной
программы:

https://forms.gle/Vd3QJYSXvVLDsCz89.

Также методические материалы представлены на сайте ГАУ ДПО СОИРО
Ссылка:

http://www.dpo-smolensk.ru/rpv/

СОИРО
Шимаковская Светлана Юналиевна,
доцент кафедры педагогики и методики дошкольного
образования ГАУ ДПО СОИРО, к.п.н.
,

Телефон: 8-951-702-19-44
E-mail: kdo-6-2-12@yandex.ru

Контакты

г. Смоленск
ул. Октябрьской революции, д. 20-а
Кочергина Галина Дмитриевна,

доцент кафедры педагогики и психологии ГАУ ДПО СОИРО, к.п.н.

Телефон: 8910-783-63-80
E-mail: kiot67@yandex.ru


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 89285355775,89324344428

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».