Проектирование рабочей программы воспитания Анализ проекта рабочей программы воспитания. Подготовка к включению рабочей программы в состав ООП. Кочергина Г.Д., региональный эксперт проекта по апробации примерной программы воспитания, доцент кафедры педагогики и психологии ГАУ ДПО СОИРО, к.п.н. Алгоритм разработки и внедрения рабочей программы воспитания 1. Создание и организация деятельности рабочей группы по разработке рабочей программы воспитания. 2. Подготовка проекта рабочей программы воспитания. 3. Обсуждение проекта рабочей программы воспитания с педагогами, родителями, детьми, с социальными партнерами (В соответствии с законодательными документами) 4. Корректировка проекта рабочей программы воспитания 5. Согласование всех образовательных программ ОО (рабочих программ учебных курсов, курсов внеурочной деятельности) в части воспитания. (В соответствии с законодательными док-ми.) 6. Утверждение основной образовательной программы (ООП) школы, в которой обязательным структурным компонентом должна быть рабочая программа воспитания. 7. Реализация утвержденных программ. Не позднее 1 сентября 2021 года во всех образовательных организациях должны быть разработаны и утверждены рабочие программы воспитания. Образовательные программы подлежат приведению в соответствие с положениями Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона № 304-ФЗ от 31 июля 2020 г “О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся”) Разработка, оценка и реализация рабочих программ воспитания находится в компетенции образовательной организации Основание: Федеральный Закон № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г «Об образовании в Российской Федерации» Ст. 12.,п.5. Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Ст. 28., п.3 К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: 6) разработка и утверждение образовательных программ образовательной организации; 13) проведение самообследования, обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования; Ст. 28, п.7 Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом О внесении изменений в ФГОС НОО, ООО СОО (Приказ Минпросвещения России от 11.12.2020 N 712) Изменения в ФГОС НОО Пункт 16, абз.11 Содержательный раздел ООП определяет общее содержание НОО и включает следующие программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов: программы отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности; рабочую программу воспитания; пункт 16, абз. 17 Организационный раздел ООП включает: учебный план НОО ; план внеурочной деятельности, календарный учебный график, календарный план воспитательной работы; Пункт 19.2 Целевой раздел ООП Планируемые результаты освоения основной образовательной программы НОО должны: 3) являться содержательной и критериальной основой для разработки рабочих программ учебных предметов, курсов внеурочной деятельности, рабочей программы воспитания , а также для системы оценки качества освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями Стандарта. Пункт 19.5 Рабочие программы учебных предметов, курсов должны содержать: 1) планируемые результаты освоения учебного предмета, курса; 2) содержание учебного предмета, курса; 3) тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой п. 19.6 в ред. Приказа Минпросвещения России от 11.12.2020 N 712 Рабочая программа воспитания должна быть направлена на развитие личности обучающихся, в том числе духовно-нравственное развитие, укрепление психического здоровья и физическое воспитание, достижение результатов освоения обучающимися образовательной программы начального общего образования. Рабочая программа воспитания имеет модульную структуру и включает в себя: описание особенностей воспитательного процесса; цель и задачи воспитания обучающихся; виды, формы и содержание совместной деятельности педагогических работников, обучающихся и социальных партнеров организации, осуществляющей образовательную деятельность; основные направления самоанализа воспитательной работы в организации, осуществляющей образовательную деятельность. Рабочая программа воспитания реализуется в единстве урочной и внеурочной деятельности, осуществляемой организацией, осуществляющей образовательную деятельность, совместно с семьей и другими институтами воспитания. Рабочая программа воспитания должна предусматривать приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, включая культурные ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения в российском обществе. В разработке рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы имеют право принимать участие советы обучающихся, советы родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, представительные органы обучающихся (при их наличии). В нормативных документах делается акцент на усиление воспитательного потенциала образовательных организаций • Совместное планирование воспитывающей деятельности; Интеграция планов и программ ОО, обеспечение разнонаправленной, насыщенной внеурочной воспитывающей деятельности обучающихся, которая должна обязательно дополняться воспитанием на уроке и обеспечивать личностное развитие ребенка. Обновление содержания воспитательной деятельности, направленной на развитие личности обучающихся, их духовно-нравственное, гражданское, патриотическое воспитание, укрепление психического здоровья и физическое воспитание; Обновление форм и методов воспитания в рамках урока и внеурочной деятельности • через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности; • применение на уроке интерактивных форм работы: -индивидуальные и групповые исследовательские проекты; - интеллектуальные игры, дискуссии, групповя работа или работа в парах; - включение в урок игровых процедур и др. Структура рабочей программы воспитания 1. Особенности организуемого в школе воспитательного процесса 2. Цель и задачи воспитания 3. Виды, формы и содержание деятельности Инвариантные модули: «Классное руководство», «Школьный урок» «Курсы внеурочной деятельности» «Работа с родителями» «Самоуправление» * «Профориентация»* Вариативные модули: «Ключевые общешкольные дела» «Детские общественные объединения» «Школьные медиа» «Экскурсии, экспедиции, походы» «Организация предметно-эстетической среды» Модули, вносимые школой 4 Основные направления самоанализа воспитательной работы В нем необходимо показать как и каким образом в школе осуществляется самоанализ Ежегодный календарный план воспитательной работы www.themegallery.com (По уровням образования) Анализ, оценка , экспертиза рабочих программ воспитания К вопросу о формулировках: «экспертиза», «анализ», «оценка» • Понятие оценка, давно уже в сознании работника образования связаны с контролем его действий. Оценка любых явлений предполагает их сравнение с существующими нормами. • Экспертиза в самом общем его значении– это оценка экспертами какого-либо продукта, в нашем случае это рабочая программа воспитания и ООП. • Однако есть и другие определения. Так большая советская энциклопедия трактует понятие экспертизы как «исследование экспертами каких-либо вопросов, решение которых требует специальных познаний.…» (БСЭ, 1978,т.30, с. 9). С точки зрения этих толкований суть экспертизы состоит, прежде всего, в исследовании. Сравнение понятий экспертизы и оценки позволяют сделать вывод, что, в отличие от оценки, экспертиза позволяет делать выводы о предмете, не поддающемся «объективному» измерению и требующему особого гуманитарного исследования, основанного на анализе и интерпретации данных. ( Изучение надежности информации, получаемой при помощи экспертизы, показывает, что, при соблюдении правильной процедуры, качество ее проведения значительно возрастает, а погрешность не превышает 5 -10%. ) Следует заметить, что официальное проведение экспертизы (в соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» рассматривается только относительно примерных образовательных программ и находится в ведении Министерства просвещения. Право на проведения таких экспертных мероприятий имеют только серцифицированные специалисты. Образовательные организации в целях, обеспечения функционирования внутренней системы оценки качества образования проводят самообследование, включающее в т.ч. и проведение внутренней экспертизы образовательных программ Основание: Федеральный Закон № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г «Об образовании в Российской Федерации» (ст.»28, п.3) Порядок разработки и утверждения рабочих программ определяются локальным нормативным актом образовательного учреждения • • • • • • • Положение о структуре, порядке разработки и утверждении рабочих программ Рекомендации по экспертизе рабочих программ Примерный алгоритм проведения экспертизы Издается приказ по ОУ "О проведении экспертизы рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин в ……. учебном году"; Разрабатываются параметры оценки предметной и надпредметной составляющих рабочей программы; Создается экспертная комиссия. В ходе экспертизы: учителя-предметники проводят самооценку рабочих программ; руководители МО оценивают предметную, а экспертная комиссия - надпредметную составляющую рабочей программы По результатам экспертизы: •составляется заключение, рекомендации к утверждению рабочих программ ; •выявляются параметры рабочих программ, требующие доработки; •создается инициативная рабочая группа по доработке рабочих программ; •выстраивается рейтинг соотношения экспертной оценки и самооценки учителейпредметников; •издается приказ по ОУ «О результатах экспертизы рабочих программ учебных дисциплин». Функции экспертизы рабочей программы воспитания • Прогностическая ( обосновать актуальность поставленных целей и задач воспитания, возможность их достижения) • Нормативная (оценка рабочей программы как нормативного документа. Соотнесение рабочей программы с документами Федерального уровня на предмет соответствия требованиям ) • Оценочная (оценка готовности рабочей программы для внедрения в практику воспитательной деятельности) • Развивающая (осмысление и обоснование перспективных направлений развития воспитания) Целью экспертизы является получение информационной основы для принятия управленческих решений ЭТАПЫ ЭКСПЕРТИЗЫ: • постановка цели и определение предмета проведения экспертизы; • разработка процедуры проведения экспертизы; • формирование группы экспертов; • организация экспертизы; • сбор информации, полученной от экспертов; • обработка, анализ и обобщение полученной информации; • принятие решения с учетом результатов экспертизы. Критерии оценки • Экспертиза строится на разработанной критериальной базе. • Построение системы параметров и критериев является важнейшим условием качественного проведения экспертизы. Примерные параметры для экспертизы реализации общих требований к рабочим программам воспитания Экспертный лист № п/п Позиции для экспертной оценки Экспертные оценки да Скорее да Скорее нет Примечание нет 1. Название РПВ соответствует нормативным требованиям 2. Структура РПВ соответствует требованиям Примерной программы воспитания 3. Содержание РПВ соответствует заявленным целям и задачам 4. Общее экспертное заключение (рекомендовать/ не рекомендовать к утверждению и включению В ООП) № п/п 1. 2. Позиции для экспертной оценки РПВ соответствует нормативным требованиям Структура РПВ соответствует требованиям Примерной программы воспитания 3. 4. Содержание РПВ соответствует заявленным целям и задачам Направления и виды деятельности (модули) соответствуют поставленным задачам 5. Представленное содержание РПВ отражает возможность вариативного выбора форм и видов воспитательной деятельности с учетом интересов и потребностей и возможностей детей и родителей 6. Предлагаемое содержание РПВ и календарного плана ориентированы на реализацию деятельностного подхода в воспитании 7. Календарный план воспитательной работы отражает содержание РПВ 8. В содержании РПВ и календарном планировании прослеживается интеграция урочной и внеурочной деятельности 9. Формы и содержание предлагаемых в календарном плане мероприятий соответствует возрастным особенностям 10. Формы предлагаемых в календарном плане мероприятий соответствуют заявленным целям и задачам, предложенным в программе видам деятельности, 11. В содержании модулей РПВ отражен их воспитательный потенциал (указывается на предполагаемые результаты) 12. Мероприятия, представленные в календарных планах по уровням образования, обеспечивают преемственность в содержании воспитательной деятельности Анализ затруднений при проектировании РПВ Название Рабочая программа воспитания (Основание: - - Федеральный закон № 304-ФЗ от 31 июля 2020 г “О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания , п.9 Приказ Минпросвещения России от 11.12.2020 N 712 «О внесении изменений в некоторые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся» -п.16 Структурные В рабочей программе должно быть 4 раздела компоненты (как в Примерной программе воспитания): 1. Особенности организуемого в школе воспитательного процесса 2. Цель и задачи воспитания 3. Виды, формы и содержание деятельности 4. Основные направления самоанализа воспитательной работы + календарный план воспитательной работы (Основание: Федеральный закон № 304-ФЗ, п.16; Приказ Минпросвещения России от 11.12.2020 N 712 , п.16, абз 11, 17) Единичные ошибки в названии Однако на сайтах ОО часто представляется как «Программа воспитания», что не соответствует нормативным требованиям Единичные ошибки в названии календарного плана воспитательной работы (пишут: план воспитательной работы; пан-сетка воспитательной работы) это не соответствует нормативным требованиям Анализ затруднений при проектировании РПВ Задачи Виды деятельности Формы деятельности Выбираются из примерной программы воспитания, в соответствии с запланированными видами деятельности . Задачи могут быть дополнены, откорректированы с учетом планируемых видов и содержания деятельности. Единичные затруднения Направления деятельности и их виды представляются в модулях. Выбираются модули, соответствующие поставленным задачам . Количество модулей = количеству задач Единичные ошибки К каждому модулю подбираются актуальные формы деятельности. Каждая форма -это крупный блок (система мероприятий на разных уровнях образования) Выбираются из примерной программы или методических рекомендаций, но обязательно корректируются, добавляются свои. Часто - представляются отдельные мероприятия (Мероприятийный подход) - Полное заимствование форм. Отсутствие собственных идей Попытки самостоятельно формулировать задачи , но сделано это не корректно В названии модулей (искажение названий инвариантных и вариативных моделей) Не соответствие модулей и задач Анализ затруднений при проектировании РПВ Содержание В рабочей программе содержание Часто Полное заимствование форм и прописывается кратко, обобщенно. содержания. Отсутствие Но обязательно прописывается воспитательный их собственных идей. потенциал предлагаемых дел (на какой Не всегда представлен воспитательный потенциал результат нацелены дела: Слабо обеспечивается что развивают/формируют/совершенствуют) Рабочая программа воспитания должна соответствовать общим требованиям, но ее содержание должно быть уникальным, отражать особенности ОО, ее традиции Календарные планы воспитательно й работы (по уровням образования) Отражают содержание рабочей программы воспитания по уровням образования Структура календарного плана соответствует структуре РПВ Оценивается: взаимосвязь с РПВ; реалистичность; полнота; учет возрастных особенностей; реализация деятельностного подхода вариативность выбора ребенком видов и форм деятельности Единичные ошибки Добавляют в описание форм задачи. Многословный текст (как методические рекомендации) Включают таблицы, схемы, примеры названия литературных источников, перечень авторов методик и пр. Часто - - Представляется список календарных праздников Перегрузка количеством мероприятий Формы работы не всегда обеспечивают деятельностный подход Информационно-методическое обеспечение реализации примерной программы воспитания • • • • • • На сайте ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» http://instrao.ru/ Примерная программа воспитания Методические рекомендации по разработке программ воспитания Примеры модульного наполнения раздела «Виды, формы и содержание деятельности» Методическое пособие «Воспитание в современной школе: от программы к действиям» Ответы на вопросы, поступившие в ходе семинаров, проведенных разработчиками программы воспитания на площадке Института стратегии развития образования РАО Полезная литература Также методические материалы представлены на сайте ГАУ ДПО СОИРО. Ссылка: http://www.dpo-smolensk.ru/struktura-2020/Kafedry/arhiv/resurs_kafvospitaniya/12-prim-progr.php Объявления • 12-13 мая – дистанционный семинар в СОИРО «Проектирование рабочих программ воспитания» (регистрация в Регион-67) • 26 АПРЕЛЯ 2021 Стартовал цикл вебинаров для классных руководителей Организаторы: АКАДЕМИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1-Й ВЕБИНАР – 26 АПРЕЛЯ - «Современные ориентиры государственной политики в сфере воспитания и социализации обучающихся: федеральный проект «Патриотическое воспитание» 2-й вебинар- 21 мая